среда, 9 июля 2014 г.

Духовно-нравственное воспитание школьников

«Десять заповедей человечности» академика Д.С. Лихачева :
1. Не убий и не начинай войны;
2. Не помысли народ свой врагом других народов;
3. Не укради и не присваивай труда брата своего;
4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ей во зло или ради корысти;
5. Уважай мысли и чувства братьев своих;
6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай;
7. Чти природу как мать свою и помощницу;
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба;
9. Пусть живёт всё живое, мыслится мыслимое;
10. Пусть будет свободным все, ибо все рождается свободным.
   Эти заповеди человечности очень близки к тем заповедям, которые оставила нам Библия, что свидетельствует о их неразрывном единстве и позволяет принять за общие нравственные принципы, понять сущность нравственности и нравственных норм. Что же такое нравственность?
    Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
   Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). Духовность проявляется в стремлении человека  строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Высокую духовность определяет любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость.
   Нравственность и духовность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
   К сожалению, несовершенство нашего общества, несовершенство самого человека, которое заключается в незнании нравственных принципов и отсутствии высоких духовно-нравственных качеств, приводит часто к нравственным отклонениям, а иногда толкает человека и на серьёзные правонарушения. Как этого избежать? Существуют ли пути нравственного совершенствования?
   Конечно, такие пути существуют. В становлении человека как нравственной личности огромную роль играют обучение и воспитание. Благодаря им, человек получает необходимые знания и навыки, под их воздействием у человека формируются определённые качества и свойства. В ходе обучения и воспитания становление личности происходит целенаправленно, в соответствии с теми установками, которые определены обществом.
   Но формирование качеств и свойств личности происходит не только целенаправленно, но и стихийно, под воздействием социального окружения: семьи, друзей и знакомых, тех людей, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Поэтому необходимо воспитывать в ребенке духовно-нравственные принципы с раннего возраста, чтобы в последствии, он мог сознательно правильно оценивать, анализировать, предвидеть поступки, совершать правильный моральный выбор.
   Главная функция духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
 
  Национальная общеобразовательная программа «Истоки» дает представление о самом важном в жизни человека, а так же на основе активных форм обучения позволяет последовательно развить духовно-нравственные ценности школьников .


«Истоки» - стратегическая программа развития социокультурного пространства России.
«Истоки» - апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных отечественных традиций.

«Истоки» - соединение научения ума с воспитанием души и возрастанием духа.

Главная цель программы: преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

Задача курса «Истоки»: дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности школьников. 

  Программа «Истоки» полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта в:
1. постановке стратегических целей;
2. содержании духовно-нравственного развития и воспитания личности;
3. формировании социокультурной идентичности;
4. организации воспитательного пространства;
5. интегративности программ духовно-нравственного.


СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОКИ»

 1 класс. Азбука Истоков «Золотое сердечко». Приводит учащихся к пониманию таких важнейших категорий отечественной культуры, как Слово, Образ и Книга. Дети получают знания о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Присоединение учащихся и их семьи через совместную деятельность к единым духовно-нравственным и социокультурным ценностям.

2 класс. Вводит младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души». Развитие чувства ответственности за благополучие семьи, за продолжение рода, чувства любви к родному очагу и родной природе. 
 


3 класс. Призван подвести учащихся к истокам духовности, морали, нравственности и этики, которые
традиционно присущи российской цивилизации. Развитие внутренних ресурсов человека, развитие духовно-нравственной основы личности.

 



4 класс. Знакомит учащихся с истоками традиций в нашей культуре (Традиции Слова, Образа, дела и праздника) как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Позволяет переосмыслить и закрепить социокультурный опыт, накопленный в начальной школе, развить мотивацию к совершенствованию личности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий