Проблема творчества стала в наши дни
настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения
методов и приемов развития творческой активности учащихся является
необходимость построения учебного процесса с учетом личностной компоненты, т.е.
личностных особенностей каждого учащегося, развитие их познавательных
способностей и активизация их творческой, познавательной деятельности.
Целенаправленное формирование творческой
личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных
ситуациях – одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой. Л. С.
Выготский называл творческой деятельностью человека, ученика такую
деятельность, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное
какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства,
живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
Всю
деятельность ученика можно подразделить на 2 основных вида поступков:
а) воспроизводящий или репродуктивный вид деятельности (связан со знанием, памятью, опытом);
б) комбинирующий, творческий вид деятельности (связан с воображением, фантазией).
а) воспроизводящий или репродуктивный вид деятельности (связан со знанием, памятью, опытом);
б) комбинирующий, творческий вид деятельности (связан с воображением, фантазией).
Развитие
творческой деятельности учащихся – одно из основных положений системы
развивающего обучения Л.В. Занкова, который считал целью системы обучения и воспитания
«помощь в раскрытии духовных сил, зреющих в ребенке, создание благоприятных,
природосообразных условий для их созревания и развития». Ведь обучаясь по
системе Занкова Л.В., учащиеся не просто решают, обсуждают, а наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Их действия с учебным материалом носят
преобразующий характер, при этом напрягаются ум и воля, развивается стремление
довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства; и комбинирующий,
творческий вид деятельности является в действиях учащихся доминирующим.
Творческую
одаренность выделяют следующие качества:
- беглость
мысли (количество идей);
-гибкость
мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
-оригинальность
(способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);
-любознательность
(чувствительность к проблемам в окружающем мире);
-способность
к разработке гипотезы (логическая независимость реакции от стимула);
-фантастичность
(полная оторванность ответа от реальности).
Исследования
творческой одаренности детей позволяет выделить 3 стадии развития творческого
мышления:
а) нагдядно
– действенное (период раннего детства, дошкольный возраст)
б) причинное
(начальная школа)
в)
эвристическое (период взросления, с 12-14 лет).
Для реализации принципов
личностно–ориентированного развивающего обучения необходимо дифференцировать
содержание учебных занятий (по уровню творчества; по уровню трудности; по
объему), использовать различные приемы организации деятельности детей на уроке,
при этом содержание заданию является единым, а работа дифференцируется по
степени самостоятельности учащихся, по степени и характеру оказываемой им
помощи, по характеру учебных действий.
Для стимуляции творческой активности
используются различные методы и приемы, а именно:
- Метод образного сравнения (аналогии), когда какой – то сложный процесс или явление сравниваются с более простым и понятным. Этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц, детского литературного творчества.
- Метод «мозгового штурма», это метод коллективного решения проблемы. Автор «мозгового штурма» А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря «мозговому штурму» нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.
- Метод комбинационного анализа. В основе комбинационного анализа лежит матрица сочетаний двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов).
Данные
методы заложены в основу технологии развивающего обучения, которая ставит своей
целью формирование у учащихся следующих умений:
- Предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений;
- Устанавливать логику причинно – следственных отношений;
- Уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений;
- Понимать и применять приемы образного сравнения;
- Использовать методы управления мышлением (формулировать исследовательские вопросы, мозговой штурм, комбинационный анализ;
- Развитие речевых умений;
- Умение строить проблемные ситуации;
- Определять вероятность разных исходов взаимодействия;
- Выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;
- Гибко переходить от анализа одной гипотезы к другой;
- Уметь разрешать противоречия;
- Сравнивать эффективность разных стратегий разрешения проблемных ситуаций.
Для формирования у школьников творческого
подхода к решению возникающих учебных задач, нужна система специальных заданий
творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику
изучаемого материала. Задания творческого характера предполагают вариативность
решения и рассчитаны на реализацию творческих возможностей учащихся.
Виды заданий
творческого характера.
•
Составь как можно больше вопросов, соединяя два предмета:
газета –
верблюд
- Сколько
верблюдов можно завернуть в одну газету?
- Что
написано в газете про верблюда?
- Почему,
читая газету, ты сутулишься, как верблюд? И др.
Банка – река
Утюг –
трамвай
Огонь –
раковина
Линейка –
книга
•
Сможешь ли ты отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанными между
собой событиями. Объясни, как все происходило.
Белка, сидя
на дереве, упустила шишку.
Самосвал с
грузом не пришел в пункт назначения вовремя.
(Белка, сидя
на дереве, упустила шишку, шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом,
заяц выскочил на дорогу, шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и
побежал за ним в лес. Заяц скрылся, а шофер в лесу заблудился, и груз не пришел
вовремя по назначению).
•
Найди причину событий (Почему это произошло?)
Во всем доме
внезапно погасли все электрические лампы.
Речка вышла
из берегов и затопила все окрестные дома.
•
Представь последствия событий
Охотник
выстрелил в воздух.
Из окна
выбросили кусок булки.
•
Представь, что ты можешь уменьшаться до размеров муравья. Придумай историю о
своем чудесном превращении, используя вопросы:
- Какое бы у
тебя было любимое занятие?
- Чего бы ты
опасался?
- Через
какое время ты снова захотел бы стать большим? Почему?
6. Сочини
небольшой рассказ на тему «Что бы произошло и что бы ты сделал, если бы:
- из крана
на кухне полился апельсиновый сок;
-люди
придумали таблетки от сна».
7. Объясни,
почему это происходит.
Почему масло
тает на раскаленной сковороде?
Почему из
тучи идет дождь, а из облака нет?
8. Объясни, что это значит:
Мальчик как
медведь;
Учитель как
грозовая туча;
Золотая
середина;
Белая
ворона.
9. Образуй
как можно больше слов из слова школьник, самолет и т.д.
10.
Упражнения в подборе синонимов, антонимов.
11. Измени
слова так, чтобы получилось как можно больше предложений:
Собака,
найти, в, двор, сахарная, косточка .
12. Решение
логических задач.
13.
Придумывание продолжения истории по началу (сочинение).
14. Оценка
событий с разных сторон
Драка
(хорошо – плохо)
Сумел
постоять за себя;
|
Порвал
одежду;
|
Сумел
защитить слабого;
|
Будут
ругать родители;
|
Показал,
кто здесь главный и т.д.
|
Поссорился
с другом и т.д.
|
15.
Дописывание стихотворений
Вдоль реки
бежал Аким,
Был Аким
совсем сухим.
16.
Составление и заполнение кроссвордов, решение ребусов.
17.
Иллюстрирование художественных произведений.
Каждый учитель может использовать
творческие задания с учетом возможностей конкретных детей своего класса,
применяя личностно – ориентированный подход, чтобы эти задания не были
однотипными, давали возможность учащимся попробовать себя в разных видах
деятельности. Необходимо помнить, что формированию творческой индивидуальности
школьников способствует комплексность, преемственность, систематичность и
непрерывность работы.
Литература
- Обучаем по системе Л.В. Занкова. – М.: « Просвещение» 1994г.
- Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: «Просвещение», 1991 г.
- Развитие творческой активности школьников. Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: «Педагогика», 1991 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий