Развитие творческой активности учащихся начальной школы



      Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость построения учебного процесса с учетом личностной компоненты, т.е. личностных особенностей каждого учащегося, развитие их познавательных способностей и активизация их творческой, познавательной деятельности.
     Целенаправленное формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях – одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой. Л. С. Выготский называл творческой деятельностью человека, ученика такую деятельность, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
Всю деятельность ученика можно подразделить на 2 основных вида поступков:
а) воспроизводящий или репродуктивный вид деятельности (связан со знанием, памятью, опытом);
б) комбинирующий, творческий вид деятельности (связан с воображением, фантазией).
Развитие творческой деятельности учащихся – одно из основных положений системы развивающего обучения Л.В. Занкова, который считал целью системы обучения и воспитания «помощь в раскрытии духовных сил, зреющих в ребенке, создание благоприятных, природосообразных условий для их созревания и развития». Ведь обучаясь по системе Занкова Л.В., учащиеся не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.        
      Их действия с учебным материалом носят преобразующий характер, при этом напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства; и комбинирующий, творческий вид деятельности является в действиях учащихся доминирующим.
Творческую одаренность выделяют следующие качества:
- беглость мысли (количество идей);
-гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
-оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);
-любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире);
-способность к разработке гипотезы (логическая независимость реакции от стимула);
-фантастичность (полная оторванность ответа от реальности).
Исследования творческой одаренности детей позволяет выделить 3 стадии развития творческого мышления:
а) нагдядно – действенное (период раннего детства, дошкольный возраст)
б) причинное (начальная школа)
в) эвристическое (период взросления, с 12-14 лет).
     Для реализации принципов личностно–ориентированного развивающего обучения необходимо дифференцировать содержание учебных занятий (по уровню творчества; по уровню трудности; по объему), использовать различные приемы организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданию является единым, а работа дифференцируется по степени самостоятельности учащихся, по степени и характеру оказываемой им помощи, по характеру учебных действий.
      Для стимуляции творческой активности используются различные методы и приемы, а именно:
  • Метод образного сравнения (аналогии), когда какой – то сложный процесс или явление сравниваются с более простым и понятным. Этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц, детского литературного творчества.
  • Метод «мозгового штурма», это метод коллективного решения проблемы. Автор «мозгового штурма» А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря «мозговому штурму» нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.
  • Метод комбинационного анализа. В основе комбинационного анализа лежит матрица сочетаний двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов).
Данные методы заложены в основу технологии развивающего обучения, которая ставит своей целью формирование у учащихся следующих умений:
  • Предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений;
  • Устанавливать логику причинно – следственных отношений;
  • Уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений;
  • Понимать и применять приемы образного сравнения;
  • Использовать методы управления мышлением (формулировать исследовательские вопросы, мозговой штурм, комбинационный анализ;
  • Развитие речевых умений;
  • Умение строить проблемные ситуации;
  • Определять вероятность разных исходов взаимодействия;
  • Выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;
  • Гибко переходить от анализа одной гипотезы к другой;
  • Уметь разрешать противоречия;
  • Сравнивать эффективность разных стратегий разрешения проблемных ситуаций.
     Для формирования у школьников творческого подхода к решению возникающих учебных задач, нужна система специальных заданий творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала. Задания творческого характера предполагают вариативность решения и рассчитаны на реализацию творческих возможностей учащихся.
Виды заданий творческого характера.
•  Составь как можно больше вопросов, соединяя два предмета:
газета – верблюд
- Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?
- Что написано в газете про верблюда?
- Почему, читая газету, ты сутулишься, как верблюд? И др.
Банка – река
Утюг – трамвай
Огонь – раковина
Линейка – книга
•  Сможешь ли ты отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанными между собой событиями. Объясни, как все происходило.
Белка, сидя на дереве, упустила шишку.
Самосвал с грузом не пришел в пункт назначения вовремя.
(Белка, сидя на дереве, упустила шишку, шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом, заяц выскочил на дорогу, шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним в лес. Заяц скрылся, а шофер в лесу заблудился, и груз не пришел вовремя по назначению).
•  Найди причину событий (Почему это произошло?)
Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы.
Речка вышла из берегов и затопила все окрестные дома.
•  Представь последствия событий
Охотник выстрелил в воздух.
Из окна выбросили кусок булки.
•  Представь, что ты можешь уменьшаться до размеров муравья. Придумай историю о своем чудесном превращении, используя вопросы:
- Какое бы у тебя было любимое занятие?
- Чего бы ты опасался?
- Через какое время ты снова захотел бы стать большим? Почему?
6. Сочини небольшой рассказ на тему «Что бы произошло и что бы ты сделал, если бы:
- из крана на кухне полился апельсиновый сок;
-люди придумали таблетки от сна».
7. Объясни, почему это происходит.
Почему масло тает на раскаленной сковороде?
Почему из тучи идет дождь, а из облака нет?
8. Объясни, что это значит:
Мальчик как медведь;
Учитель как грозовая туча;
Золотая середина;
Белая ворона.
9. Образуй как можно больше слов из слова школьник, самолет и т.д.
10. Упражнения в подборе синонимов, антонимов.
11. Измени слова так, чтобы получилось как можно больше предложений:
Собака, найти, в, двор, сахарная, косточка .
12. Решение логических задач.
13. Придумывание продолжения истории по началу (сочинение).
14. Оценка событий с разных сторон
Драка (хорошо – плохо)
Сумел постоять за себя;
Порвал одежду;
Сумел защитить слабого;
Будут ругать родители;
Показал, кто здесь главный и т.д.
Поссорился с другом и т.д.
 
15. Дописывание стихотворений
Вдоль реки бежал Аким,
Был Аким совсем сухим.
16. Составление и заполнение кроссвордов, решение ребусов.
17. Иллюстрирование художественных произведений.
      Каждый учитель может использовать творческие задания с учетом возможностей конкретных детей своего класса, применяя личностно – ориентированный подход, чтобы эти задания не были однотипными, давали возможность учащимся попробовать себя в разных видах деятельности. Необходимо помнить, что формированию творческой индивидуальности школьников способствует комплексность, преемственность, систематичность и непрерывность работы.

Литература
  1. Обучаем по системе Л.В. Занкова. – М.: « Просвещение» 1994г.
  2. Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: «Просвещение», 1991 г.
  3. Развитие творческой активности школьников. Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: «Педагогика», 1991 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий